(Public relation – PR)
Открытость в гостиничном бизнесе представляется как скрытая реклама, что имеет под собой определенную основу: шоу с завлекательными эффектами и различные праздники, организуемые гостиницами для «общественности», преследуют исключительно рекламные цели. В то же время основная задача PR состоит в том, чтобы наладить взаимопонимание, положительное отношение и доверие клиента к предложению гостиничного предприятия на длительную перспективу. Речь идет о формировании в глазах общественности положительного имиджа, хорошей репутации и уважения к предприятию.
Когда речь идет об изготовлении проспектов, о вывешивании плакатов и помещении заметок в прессе, то во всех этих случаях говорится о рекламных мероприятиях. Информация рекламной службы, объективно и профессионально подобранная, должна способствовать увеличению продаж, а значит, загрузке и прибыли. Мероприятия PR призваны, с одной стороны, повысить интерес клиента к предложению гостиницы, а с другой – за счет обратной связи с клиентом привести предложение услуг в соответствие с имеющимся спросом.
Таким образом, зачастую смыслом и целью всех мероприятий по PR на практике остаются следующие: улучшение репутации и повышение популярности отеля. Это служит в основном целям самого предприятия и не всегда совпадает в широком смысле с задачами открытой рекламы. Можно сказать, что мероприятия по PR более тесно связаны с выбором средств коммуникации, а не с их печатным содержанием.
Постоянно увеличивающаяся конкуренция в гостинично-ресторанном бизнесе и растущая прозрачность для потребителя рыночных границ заставляют особо заботиться о потребительских преференциях в области услуг. Специально нацеленная политика PR улучшает связи с клиентами и помогает предприятию профилировать свое предложение.
PR является инструментом маркетинга и координируется с помощью методов корпоративной культуры, не выходя за рамки ведущей стратегии. Корпоративная культура согласуется по своим функциям со всеми коммуникативными средствами, в том числе и связями с общественностью.
Краткое описание PR-средств
Основные задачи мероприятий по установлению связей с общественностью лежат в следующих областях:
-
формирование информационной составляющей;
-
работа с прессой;
-
PR-акции: диалоги, оценки, планирование и т.д.
Распространение информации о гостинице
Профессиональная работа по PR начинается с надежной информации. В основу здесь положены подробные проработки таких проблем организации предприятия, как, например:
-
перечень ответственных сотрудников (кто за что отвечает);
-
количество и тип номеров;
-
перечень иных особенностей;
-
время работы ресторана и бара;
-
наименование, вместимость и технические характеристики банкетных и конференц-залов;
-
возможности для проведения досуга, релаксации и занятий спортом для клиентов;
-
описание местоположения гостиницы с указанием маршрута от вокзала и аэропорта;
-
стоянки для автомобилей;
-
архитектурные и/или художественные достопримечательности;
-
специализация ресторана;
-
характеристика ключевых руководителей;
-
фотографии, живо иллюстрирующие возможности гостиницы в области услуг и т.д.
Эта информация постоянно дополняется, исправляется и наполняется новым содержанием, говорящим о событиях, которые происходят в гостинице.
Когда речь идет о работе PR внутри предприятия, то в первую очередь это касается установления отношений между его сотрудниками. PR – это забота не только дирекции, но и каждого сотрудника в отдельности, особенно тех, кто вступает в непосредственный контакт с клиентами.
Девиз PR «паблик рилейшнз начинаются с человека» говорит о том, что PR начинаются, с одной стороны, с информированности и мотивированности сотрудников, а с другой – с обязательного и постоянного контроля качества и коррекции предложения предприятий в зависимости от изменений спроса.
На практике для улучшения производственных отношений (человеческий фактор) в коллективе гостиничного предприятия используются следующие PR-средства:
-
опрос сотрудников, исследование и оценка их мнений о предприятии;
-
персональные характеристики;
-
информация «с черного хода»;
-
отрегулированные предложения;
-
ориентиры для новых сотрудников;
-
день открытых дверей для членов семьи;
-
программа проведения свободного времени;
-
семинары по повышению квалификации и справочная литература;
-
проведение совместных коллективных мероприятий (экскурсий, юбилеев);
-
приобщение сотрудников к планированию и проведению мероприятий по PR;
-
сообщения в прессе с упоминанием лучших работников предприятия.
Мероприятия по PR внутри предприятия преследуют две цели:
-
создание позитивных PR-отношений среди сотрудников;
-
доверие и взаимопонимание в отношениях управленцев и служащих.
Мероприятия PR вне гостиницы предполагают поддержку и улучшение представления о предприятии (имидж предприятия) через контроль общественных отношений, направленных в целом на управление человеческим фактором. Общественная работа в гостиницах подразумевает установление отношений с потенциальными клиентами, СМИ, туристскими партнерами, поставщиками, государственными структурами, инвесторами, конкурентами, союзами и ассоциациями. Эта работа обеспечивается в долгосрочной перспективе соответствующими мероприятиями и означает формирование на долгосрочную перспективу положительного имиджа гостиничного предприятия, включающего положительную оценку клиентами и общественностью его значимости, престижа, репутации и известности.
Акции PR
Особые PR-акции рассматриваются в качестве «тягача» всех мероприятий. Организация PR-акций – это компетенция пресс-референта и менеджера по PR. Здесь важно учитывать, что отдельные эффективные мероприятия могут стать затратными и неэффективными, если забывать о поставленной цели. Например, организация «ток-шоу» в гостинице не ставит задачей представить службу PR, а организуется с целью информирования общественности о возможностях предприятия.
Основной принцип передаваемой информации был и остается – достоверность и абсолютная серьезность.
В качестве примеров можно привести следующий перечень PR-акций, применяемых в гостиничной практике:
- разного рода благотворительные мероприятия;
- организация в гостинице выставок по искусству;
- презентация косметической продукции для клиентов гостиницы;
- проведение тематических карнавалов, показов моды;
- недели кухонь различных регионов;
- музыкальные вечера в гостинице;
- джазовые пивные вечера;
- показы мод в сотрудничестве с домами мод;
- «ток-шоу» со знаменитостями;
- дегустация вин для знатоков;
- рождественский базар;
- всевозможные дискуссии, симпозиумы, юбилеи, представления.
При организации подобных PR-акций каждое предприятие должно ответить себе на следующие вопросы:
-
Количество PR-акций
-
Какого качества мероприятия
-
Сколько должны стоить эти мероприятия
В последних исследованиях по PR представляется довольно интересным расчет их эффективности. Ответ на вопрос «Сколько стоят и зачем нужны PR?» должен быть получен путем экономических расчетов по следующей формуле:
-
Оценка PR-
деятельности
=
Рост симпатий
Стоимость PR
Считается, что положительную оценку PR-деятельности можно дать тогда, когда эта работа ведет к росту симпатий к предприятию. Эти симпатии, с одной стороны, зависят от степени информированности определенной категории потребителей, а с другой – подвержены воздействию эмоциональных факторов. Это подтверждает уже высказываемую ранее необходимость организации передачи в определенные сроки дифференцированных в зависимости от потребителей информационных сообщений.
Убеждение клиента, диалог, оценка, планирование
В зависимости от среднего срока пребывания клиента в гостинице степень его «убеждаемости» имеет разную величину. В данном случае представляется, например, целесообразным в гостиницах, где останавливаются отдыхающие, иметь специального сотрудника, работающего с гостями. Менеджмент свободного времени повышает значимость «активного отдыха». Однако и в городских отелях представляется оправданным присутствие специалиста по контактам с гостями, причем не только в рамках PR-программ, касающихся приема VIP-клиентов – артистов, политиков, спортсменов и т.д. Будучи инструментом коммуникативного маркетинга, PR-деятельность не должна пренебрегать личными контактами.
PR воспринимается чаще всего как диалог, в котором информация не только идет к клиенту, но и исходит от него. На этом основан контроль эффективности и действенности таких мероприятий: с одной стороны, прослеживают правильность проведения PR-действий и мероприятий, охват ими соответствующих целевых групп на предприятиях гостиничного бизнеса, а с другой – организуют учет взаимных интересов партнеров. К обязанностям контактной службы относится также организация всех презентаций, устраиваемых гостиницей.
Работа с клиентом может проводиться также в письменной форме, путем обработки информации и ее публикации в соответствующих изданиях, включая собственное «домашнее» издание. В нем публикуются сообщения о гостиничных программах, важнейших событиях, способных заинтересовать определенный круг потребителей гостиничных услуг. В рамках программы PR по установлению контактов с клиентами хороший эффект дает организация и ведение подробной картотеки постоянных клиентов гостиницы, а также ее использование на практике.
PR-работа при открытии гостиницы
Открытие отеля, как ни одно другое событие в дальнейшей гостиничной жизни, возбуждает интерес, ожидания и внимание общественности. Но лишь целенаправленная PR-работа «до» и «во время» этой церемонии позволяет рассчитывать на то, что первое впечатление будет и в дальнейшем позитивно «работать». Здесь речь идет не только о принятии нового предприятия в сообщество, а о его представлении потенциальным клиентам и партнерам по бизнесу. В данном случае открытие представляет собой первую акцию маркетингового плана, заключающуюся в определении с последующим закреплением, своего места на рынке.
Профессионально организованное открытие позволит предприятию в перспективе сэкономить немало времени и средств на налаживание и поддержку нужных контактов. Принимая во внимание значимость мероприятия, его план, определяющий перечень наиболее существенных PR-акций, должен быть разработан как минимум за шесть месяцев до предполагаемого срока открытия предприятия.
В рамках PR-деятельности открытие гостиницы предполагает наличие множества важных пунктов, новостей, которые сами по себе соответствующим образом документируются и тесно увязываются с «общественными» мероприятиями, например:
-
выбор земельного участка, архитекторский надзор и строительные планы;
-
закладка фундамента под гостиницу;
-
праздник по случаю завершения строительства гостиницы;
-
официальное открытие гостиницы и ее освящение;
-
пресс-конференция по случаю открытия гостиницы;
-
празднования по случаю открытия гостиницы (банкет после официального открытия);
-
отдельное открытие ресторана, конференц-центра и т.д.
PR-работа затрагивает высшее управленческое звено гостиничного бизнеса. Соответственно этому должны быть спрофилированы требования к практике PR-отношений. Если предприятие не может иметь специального менеджера по PR-работе, эти функции должны быть возложены на какого-либо нейтрального, но ориентирующегося в проблемах отрасли агента или сотрудника, а в крайнем случае, выполняться руководством гостиницы. В любом случае основой PR-отношений должны быть не обещания, а конкретные дела.
Образец плана PR-работы по открытию гостиницы
СРОКИ |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
|
150–180 дней до открытия |
|
120–150 дней |
|
90–120 дней |
|
60–90 дней
|
|
30–60 дней |
|
Месяц открытия
|
|