ИЗУЧЕНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РЫНКА
- систематическое, комплексное исследование состояния и тенденций развития рынка гостиничных услуг;- анализ текущей ситуации, емкости, динамики, структуры рынка гостиничных услуг;
- анализ основных конкурентов;
- оценка собственных позиций гостиничного предприятия на рынке;
- SWOT- анализ, т.е. суммирование всей поступающей информации, выделение сильных и слабых сторон деятельности гостиничного предприятия на рынке, а также определение возможностей и угроз деятельности.
Количество показателей, деятельность их рассмотрения зависит от необходимости проведения анализа рынка и желания гостиничного предприятия повысить реальность разрабатываемого плана маркетинга.
Не следует, однако, забывать что чем подробнее предприятие проводит анализ рынка и факторов, влияющих на его коньюктуру, тем более точным будет прогноз поведения потребителей и производителей гостиничных услуг, в зависимости от изменения рыночной ситуации.
На основании детального анализа рынка, спроса и предложения, основных конкурентов, а также прогнозирования развития ситуации на рынке, гостиница разрабатывает цели своей деятельности на краткосрочную и долгосрочную перспективы, формулирует первостепенные задачи для достижения поставленных целей.
Еще один элемент плана маркетинга гостиницы- разработка стратегии и тактики деятельности.
Долгосрочное планирование маркетинга обычно не содержит точных финансовых целей, здесь рассматриваются варианты развития деятельности гостиничного предприятия, среднесрочное планирование предполагает описание путей достижения долгосрочных 9стратегических) целей, в краткосрочных маркетинговых планах разрабатываются конкретные мероприятия, способствующие улучшению текущей позиции гостиницы, например, введение новых дополнительных услуг, усиление рекламных мероприятий, обучение персонала и др.
Можно выделить основные базовые стратегии, на которые может ориентироваться предприятие гостеприимства при планировании маркетинга Формирование спроса и стимулирование сбыта, как элемент маркетингового планирования деятельности гостиницы, связано с привлечением новых и удержанием старых потребителей, поиском новых возможностей сбыта, рекламы, управлением ценой услуг, формированием имиджа и репутации гостиницы на рынке.
Анализ и контроль выполнения поставленных задач и достижения целей- необходимые меры маркетингового планирования, направленные на корректировку плановых решений в зависимости от фактически полученных результатов. Проведение анализ и контроля необходимо в связи с высокими финансовыми затратами на маркетинговую деятельность. Для этого может быть использован критерий эффективности маркетинговой деятельности как отношение прироста прибыли от реализации маркетинговых мероприятий к приросту затрат на их разработку и внедрение.
Особым элементом маркетингового планирования гостиницы является формирование стандартов обслуживания потребителей. Этот элемент включает несколько составных частей:
- ориентация на определенную классность оказываемых гостиничных услуг, которая формирует ценовую и сервисную политику, набор обязательных дополнительных услуг, нормы обслуживания и др.
- требования к персоналу гостиницы, как с точки зрения его подготовки(уровню минимальных знаний, обязанностям, поведению, личностным характеристикам), так и к численности персонала.
- требования к оснащению номеров, в том числе инженерно-технические, санитарно-гигиенические, эргономические;
- требования к гостиничному предприятию в целом, заложенные в классификации средств размещения.
Именно стандарты обслуживания и их неуклонное соблюдение позволяют гостинице поддерживать свою репутацию и занимать определенный рыночный сегмент.