Анализ факторов, характеризующих гостиничную услугу, целесообразно осуществлять в следующей последовательности:
- анализируется цена услуг ( основных и дополнительных);
- оценивается классность предоставляемых услуг, т.е. определяется степень соответствия услуги и номерного фонда заявленному уровню;
- рассматривается структура и состояние номерного фонда;
- определяется качество инженерно-технического и хозяйственного обеспечения услуги;
- оценивается безопасность, оказываемых гостиничных услуг.
Анализ цен на оказываемые услуги можно проводить по двум направлениям:
Во-первых, анализ динамики цен на услуги гостиничных предприятий, в том числе структуры цены; во-вторых, анализ цен на услуги в сравнении с ценами основных конкурентов.
Анализ динамики цен на предоставляемые услуги позволяет судить о степени равномерности роста цен на услуги, определить темпы роста на отдельные услуги и сравнить их с темпами роста инфляции и спроса на гостиничные услуги данного рынка.
С целью повышения эффективности проводимого анализа целесообразно составить темпы роста цен на услуги с коэффициентом загрузки номеров различной категории ( для основных услуг) и темпами роста выручки от реализации других услуг (для услуг питания и дополнительных услуг).
Данный анализ позволяет судить о взаимном влиянии темпа роста цен на объемы реализации оказываемых услуг, их структуру, коэффициент использования номерного фонда гостиничного предприятия.
Для исследования цен на услуги исследуемого гостиничного предприятия с аналогичным у основных конкурентов и в целом по отрасли, можно воспользоваться формой, представленной в таблице.
Наименование услуги |
Цена услуги гостиницы, руб. |
Цена на услуги у основных конкурентов, руб |
Средняя цена услуги в отрасли, руб |
||
Конкурент1 |
Конкурент2 |
Конкурент3 |
|
||
Размещение и проживание:: -апартаменты -люкс -студия -бизнес-класс -стандартный |
|
|
|
|
|
Питание: -завтрак-обед-ужин |
|
|
|
|
|
Дополнительные услуги: -сауна -бильярд -телефон -интернет -прачечная -химчистка -бизнес-услуги -аренда банкетного зала |
|
|
|
|
|
Проведение подобного сравнения позволяет исследуемому предприятию определить рамки маневренности и разброса цен на основные и дополнительные услуги относительно конкурентов и цен, средних по отрасли.
Для анализа классности оказываемых услуг необходимо воспользоваться существующими нормативно-правовыми актами, действующими в гостиничном бизнесе. Основой данного анализа является принятая в стране система классификации коллективных средств размещения, для его проведения необходимо сопоставить требования к услуге, заложенные в нормативно-правовых документах, с фактически существующими параметрами.
Анализ структуры и состояния номерного фонда строится на основе данных
По количеству и требованиям к номерам различных категорий и уровней классности.
Анализ структуры номерного фонда характеризует ориентацию гостиничного предприятия на определенные группы потребителей и их требования.
Основной частью анализа состояния номерного фонда является анализ оснащения номеров, который позволяет оценить текущее состояние номерного фонда и его соответствие требованиям нормативно- правовых актов и запросам потребителей.
Категория и вид номера |
Оснащение |
Соответствие требованиям нормативно-правовых актов («да», «нет») |
Соответствие требованиям потребителей гостиничных услуг («да», «нет») |
|
|
|
|
Оценку качества номерного фонда можно проводить по десятибалльной шкале:
Характеристика номера |
Категория номера |
Количество номеров, ед.
|
Общее состояние, балл |
Оснащение мебелью, балл |
Оснащение сантехникой и бытовыми приборами, балл |
Средний показатель качества |
|
аппартаменты |
|
|
|
|
|
Инженерно- техническое и хозяйственное обеспечение услуги характеризует эффективность работы подразделений инфраструктуры гостиничного предприятия. Значимость этих подразделений гостиницы к сожалению нередко недооценивается как руководителями гостиниц, так и их владельцами, занятыми проблемами повышения эффективности своего бизнеса. В современных условиях инфраструктура гостиницы не должна рассматриваться как инструмент решения только технических проблем, не связанных с выполнением гостиничных услуг. Основная задача инфраструктуры гостиницы состоит в сокращении издержек на содержание зданий, сооружений и оборудования. Управление инфраструктурой гостиницы должно предусматривать планирование, организацию и проведение на должном уровне профилактических, ремонтных работ. Работ по замене оборудования, его модернизации и совершенствованию,работ по реконструкции, эффективное управление материально-техническим обеспечением, складскими и транспортными работами.
При анализе инфраструктуры средства размещения, прежде всего, целесообразно рассмотреть структуру и состав входящих в нее подразделений, выполняемые ими функции, численность персонала занятого в подразделениях.
Наименование подразделения |
Выполняемые функции |
Численность персонала, чел. |
|
|
|
Индустрия гостеприимства, как и вся сфера обслуживания в целом, основана на человеческих контактах, поэтому вопрос безопасности является также едва не самым важным в деятельности любого гостиничного предприятия.
За последние годы вопросы безопасности стали предметом особой тревоги и заботы отельеров. Если обычный турист становился жертвой имущественного преступления, как правило, кражи, то сейчас добавляются преступления против личности- нанесение телесных повреждений, насилие и т.д.
В современных условиях безопасность гостиничной услуги, сотрудников и клиентов гостиницы становится одним из факторов повышения его конкурентоспособности. Однако нельзя забывать и о том, что любой отель, как коммерческое предприятие, является предметов особого интереса конкурентов. Наличие на рынке развитой состемы добывания коммерческой информации определяет правомерность создания не менее развитой системы ее защиты от несанкционированного получения и злонамеренного использования. Следовательно, возникает необходимость создания постоянно действующей системы, охватывающей всё многообразие форм и методов обеспечения безопасности персонала, клиентов и коммерческой деятельности предприятия.
Все угрозы можно разделить на три категории:
-
физические;
-
информационные;
-
финансовые.
Физические угрозы- следствие физических воздействий. Они порождают ущерб здоровью людей,, их имуществу, собственности гостиницы. Косвенно влияет на размер прибылей и убытков.
Финансовые угрозы- причиняют убытки и прямые финансовые потери как самому средству размещения, так и его клиентам.
Информационные угрозы- следствие взаимодействия в сфере коммуникации, приводит к косвенным финансовым потерям и моральным издержкам.