Одним из важных факторов является место расположения гостиничного предприятия, так как именно от него будет зависеть и позиционирование на рынке гостиничных услуг, и выбор своего круга клиентов.
Конкурентоспособность любого предприятия, в том числе и в гостиничном бизнесе, во многом зависит от финансового состояния. Оценку состояния гостиницы целесообразно начинать с анализа основных финансовых показателей деятельности гостиницы за 2-3 года.
Таблица. Основные финансово-экономические показатели деятельности гостиницы.
№ п/п |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
Величина показателя |
Отклонение |
||
Базовый период |
Отчетный период |
Абсолютное, +/- |
Темп прироста,% |
|||
1 |
Объем реализации услуг |
Руб. |
|
|
|
|
2 |
Численность работающих, в т.ч. рабочих |
Чел. Чел. |
|
|
|
|
3 |
Среднегодовая выработка: 1 работающего 1 рабочего |
Руб. Руб. |
|
|
|
|
4 |
Среднегодовая з/п 1 работающего 1 рабочего |
Руб. Руб. |
|
|
|
|
5 |
Себестоимость всего объема услуг |
Руб. |
|
|
|
|
6 |
Затраты на 1 руб. реализации услуг |
Коп. |
|
|
|
|
7 |
Прибыль от реализации услуг |
Руб. |
|
|
|
|
8 |
Рентабельность продаж |
% |
|
|
|
|
9 |
Уровень загрузки гостиницы |
% |
|
|
|
|
10 |
Рекламный бюджет |
Руб. |
|
|
|
|
Финансовый анализ основан на расчете целого ряда относительных показателей.
Использование коэффициентов и статистических показателей в качестве основы для сравнения, измерения и анализа является основой финансового анализа гостиничного предприятия.
Для финансового анализа гостиницы используют такие группы коэффициентов, как:
- коэффициенты ликвидности;
- коэффициенты оборачиваемости;
- коэффициенты финансовой устойчивости;
- коэффициенты рентабельности.
Организация управления гостиницы- залог обеспечения конкурентоспособности предприятия. Оценка эффективности управления начинается с анализа целесообразности используемой организационной структуры управления. При этом нужно определить тип этой структуры, т.е. является ли она линейной, функциональной, линейно-функциональной, дивизиональной, матричной и др. При оценке типа структуры управления делаются выводы о ее достоинствах и недостатках, степени соответствия структуре гостиницы, определяется количество уровней управления и звеньев управления в структуре, определяются объекты и субъекты управления на различных уровнях.
Таблица. Распределение руководителей гостиницы по уровням управления.
Уровень менеджмента |
Численность, чел. |
Удельный вес, % |
Высший |
7 |
3,9 |
Средний |
43 |
24,3 |
Низовой |
127 |
71,8 |
Всего |
177 |
100 |
Анализ звеньев управления предусматривает оценку структуры функциональных подразделений гостиницы. Одной из основных служб гостиницы является служба бронирования, приема и размещения гостей. Основной задачей службы бронирования является обеспечение плановой загрузки гостиницы и внесение предложений по перспективной загрузке. Именно сотрудники службы размещения встречают гостя, когда он приезжает в гостиницу и провожают его. Один неверный шаг, малейшее невнимание или непрофессионализм работника службы и может сложиться неблагоприятное впечатление обо всей гостинице в целом, хотя не всегда ошибка или невнимание одного сотрудника говорит о низком качестве обслуживания во всей гостинице. Поэтому от организации управления этой службой зависит успех работы всего гостиничного предприятия.
Таблица. Численность службы бронирования, приема и размещения гостиницы уровня 3*.
Наименование структурного подразделения |
Наименование должности |
Количество штатных единиц |
Служба бронирования, приема и размещения |
Начальник службы |
1 |
Дежурный администратор |
2 |
|
Портье 1 категории |
4 |
|
Дежурный бизнес-центра |
3 |
|
Итого |
10 |
Организационная структура службы приема и размещения гостиницы.
Аналогично можно провести анализ и других звеньев управления гостиничным предприятием.
Мотивация персонала- важнейшая из подсистем управления персоналом, а составной частью мотивации является материальное стимулирование.
При анализе материального стимулирования целесообразно оценить средний размер оплаты труда различных категорий персонала, показатели и условия премирования, используемую систему надбавок, структуру социальных льгот и т.п.
Большое значение в создании эффективной мотивации персонала играет социальное партнерство. Социальное партнерство- взаимосвязанные действия администрации, трудового коллектива, профсоюзов и иногда представителей государства, нацеленные на поддержание социальной стабильности в организации.